АНО «Свободные науки» объединяет представителей в области гуманитарных и социальных наук, которые видят необходимость в общественной поддержке научного знания. Мы готовы оказывать помощь в организации научных мероприятий (круглых столов, конференций, форумов), выполнять медиативную и экспертную функцию по заказу общественных организаций и государственных учреждений, содействовать вовлечению молодежи в научно-исследовательскую деятельность, содействовать популяризации результатов социогуманитарных исследований.

11 апреля в коворкинге «Точка кипения» в технопарке новосибирского Академгородка прошел лекторий, посвященный эллинистическим практикам достижения счастья. Мероприятие было организовано Автономной некоммерческой организацией «Свободные науки» совместно с Институтом философии и права СО РАН. Философы рассказали о том, как в рамках разных философских школ античности (киники, стоики, эпикурейцы, скептики) понималось счастье и какие способы его достижения предлагались.

 

Первым перед публикой выступил канд. филос. наук Александр Санженаков, который обозначил некоторые причины актуальности эллинистической философии. Также он рассказал о психологических техниках стоиков, которые видели добродетель в качестве единственно правильного пути к счастью. Отличительной чертой стоицизма является отождествление добродетели с бесстрастием, которое достигается через правильное мышление. Также важным элементом их учения является разделение вещей на подвластные (оценки, желания, суждения) и неподвластные (деньги, здоровье, слава), и перенос внимания на первые. Каждый из нас может стать немного стоиком, если научится давать правильную оценку внешним вещам.

 

Канд. филос. наук Владимир Бровкин рассказал о киниках и эпикурейцах. Первые отвергли все человеческие установления и традиции, полагая, что они ведут к пороку. Законам общества они противопоставляли законы природы. Поэтому под добродетелью они понимали умение вести свободную и простую жизнь. Для современного человека кинизм может быть полезен как мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение ценность материальных благ и призывающая быть ближе к природе. Эпикурейцы также призывали к простоте и отказу от излишеств (они считали, что надо удовлетворять только естественные и необходимые желания), но вместе с тем видели важной задачей избавление от страхов. Так, от страха перед смертью Эпикур призывает избавиться с помощью понимания того, что смерть не имеет никакого отношения к злу, поскольку все зло и добро связано с ощущениями, а смерть является полной утратой ощущений. Как пишет этот философ, «пока мы есть – смерти нет, когда есть смерть – нас уже нет». Таким образом, эпикуреизм прививает не только умеренность, но и бесстрашие.

 

выпускник Новосибирского государственного университета и Лейпцигского университета Денис Маслов рассказал о скептиках, которые выступили с критикой вышеизложенных теорий. Скептики полагали, что невозможно узнать, каким является благо по природе, а всем мнения по этому поводу считали равно убедительными. В связи с этим скептики рекомендовали воздерживаться от суждений с целью достижения к невозмутимости (атараксии). Воздержание от суждений стало основным инструментом скептиков против беспокойства и невзгод. Источник беспокойства заключается в самой структуре мнения, поскольку полагая нечто за благо, люди начинают напряженно стремиться к нему и напряженно избегать противоположных ему зол. И если с человеком приключается какое-либо зло (например, боль), то он, с одной стороны, испытывает на себе само ощущение, а, с другой стороны, к этому еще присовокупляется его мнение о том, что он переносит нечто дурное. Скептики предлагают уменьшить вдвое эту нагрузку, отказавшись выносить мнения относительно хороших и плохих событий нашей жизни о том, что они суть хорошие или плохие, в результате чего остается только ощущение без отягощающего душу мнения. В целом, наставление скептиков можно свести к следующему: следует быть более сдержанным в своих суждениях.

 

Лекторий был подытожен выступлением аспиранта Института философии и права СО РАН Олега Рудина. Рассказ был посвящен М. Фуко, который под конец своей жизни обратился к богатому наследию античной философии в поисках «практик освобождения», позволяющих человеку самостоятельно выстраивать собственную жизнь.

В целом данный опыт научно-популярного изложения идей античной философии можно считать положительным. АНО «Свободные науки» планирует проводить подобные мероприятия и в дальнейшем.